КАК ЛУЧШЕ ГОВОРИТЬ О БИОЛОГИЧЕСКИХ РОДИТЕЛЯХ.
Прежде чем вы будете обсуждать эту тему с ребенком, очень важно сначала самим разобраться со своими мыслями и чувствами относительно его биородителей. Будьте уверены, что бы вы ни говорили, ребенок все равно поймет и уловит то, что вы думаете и чувствуете. Приемные родители "...могут чувствовать угрозу, ревность, благодарность, неодобрение, превосходство по отношению к биородителям ...." Как вы считаете, вы знаете причины, по которым биосемья отдала ребенка на усыновление? Можете ли вы представить себя в такой же ситуации?
Лучше избегать говорить плохо о биологических родителях. Если представить биородителей как плохих, то ребенок может прийти к выводу, что он тоже плохой. Даже если родители относились к ребенку очень плохо, все равно стоит сказать (а это и будет правдой), что биородители просто были не способны растить детей.
Главная цель рассказать о биологических родителях так, чтобы представить их реальными людьми. Большинство приемных детей имеют тенденцию фантазировать на тему своих биородителей, представляя их или замечательными, очень интересными людьми или, наоборот, запойными пьяницами и уголовниками, в то время как чаще всего биородители обычные, нормальные люди. Они не могли воспитывать ребенка. Даже если биородители были жестокими и агрессивными людьми или были наркозависимы, или очень бедны, или слишком молоды, в любом случае главная мысль беседы в том, что они были не способны воспитывать ребенка.
Если ребенок заинтересуется, как выглядят его биородители и если вы знаете, расскажите ему. Если у вас есть фотография, вы можете показать ее ребенку, когда он подрастет (8-11 лет). Если у ребенка много вопросов, а вы не уверены в ответах, то всегда можно обратиться в опеку, через которую вы усыновляли ребенка. Во многих опеках хранится информация о биородителях.
Если заметно, что ребенок беспокоится по поводу биологической матери, особенно если волнуется, что она мертва, расскажите ему, что скорее всего его биологическая мама жива и здорова. Еще важно уверить ребенка, что биологическая мама не придет его забирать - это еще один распостранненый страх среди приемных детей.
Иногда дети могут выказывать гнев и злость в адрес биологических родителей. Один 10-летний мальчик рассказал маме, что он зол на биологическую мать за то, что она отдала его и его братьев (в дальнейшем они были усыновлены в одну семью). Мама ответила ему, что его биологические родители были просто не способны быть родителями, их никто не научил. Тогда мальчик сказал, что он зол на биологического деда и биологическую бабку, на что мама ответила, что, возможно, и они не были научены правильно растить детей. Мальчик задумался и сказал: "Хорошо. Если где-нибудь есть человек, который ЗНАЛ как научить, но не научил, то его-то я и ненавижу!". Частично это объяснение удовлетворило мальчика, и его агрессия уменьшилась.

2. Словарь эмоций


Человеку свойственно переживать самые разные эмоции как позитивные - радость удовлетворение, счастье и др., так и негативные - обида, раздражение, гнев, страх и другие. И это вполне нормально. Однако иногда эмоции "захлестывают", и человек не может справиться с ними. В этом состоянии он, порой, становится способным причинить вред себе и окружающим. Для предотвращения нежелательных последствий важно не искоренять эмоции, а научиться владеть, управлять ими. Первый шаг на этом пути - научиться распознавать их в себе в каждый момент времени. Не все, к сожалению, овладевают этим умением легко и просто. Особенно сложно детям. С одной стороны, у них еще очень мал словарный запас, и они просто не знают, как называются те или иные испытываемые ими чувства. С другой стороны, в самой нашей культуре не принято открыто выражать отрицательные эмоции, уже упоминавшиеся страх, гнев, обиду, зависть и т.п. Тем не менее, не выраженные эмоции стремятся "вырваться наружу" и либо влияют на наше поведение и отношения с другими, либо наносят ощутимый вред здоровью. Знаете ли вы, что сердечно-сосудистые заболевания, язва желудка, астма, диабет и многие другие фактически являются следствием загоняемых вглубь, вытесняемых негативных эмоций?
Как же научиться управлять своими эмоциями? В последующих статьях мы обязательно подробно поговорим об этом. А пока укажу наиболее простой путь - всячески стараться их обнаружить и назвать. Например, время от времени в течение дня спрашивать себя: "Какие чувства в данный момент я испытываю?" И стараться как можно точнее ответить на этот вопрос, причем не важно, касается ли это положительных эмоций или отрицательных. Конечно, разных эмоций, а главное, их оттенков чрезвычайно много, часто и взрослому трудно подобрать точные слова для их поименования. Поэтому предлагаю вам специальный список - своего рода словарь эмоций. Постарайтесь воспользоваться им сами и, конечно, научите детей.

Антипатия
надежда
пристрастность
апатия
надутость
притворство
беззаботность
напряжение
пустота
безнадежность
нежность
пылкость
безразличие
негодование
равнодушие
беспечность
недоумение
радость
беспокойство
независимость
раздражение
беспомощность
незащищенность
разочарование в других
благодарность
неискренность
разочарование в себе
благожелательность
неистовство
раскаяние
бодрость
некомпетентность
рассерженность
великодушие
неловкость
растерянность
Верность
ненависть
ревность
Веселость
ненадежность
самодовольство
вздорность
неполноценность
самообладание
Вина
непоследовательность
самоуспокоенность
возбуждение
нервозность
сдержанность
волнение
нерешительность
скепсис
враждебность
несостоятельность
скованность
встревоженность
нетерпение
скука
вялость
неуверенность в других
сладострастие
гнев
неуверенность в себе
слезливость
гордость за других
неудовольствие
смущение
гордость за себя
неустойчивость
сострадание
горе
обделенность
сочуствие
горечь
обескураженность
спокойствие
грусть
обеспокоенность
стеснение
депрессия
обида
страдание
доверие
обманутость
страстность
довольный другими
огорчение
страх
довольный собой
одиночество
стыд
досада
озабоченность
счастье
дружелюбие
оптимизм
творческий порыв
жалость к другим
отверженность
терпимость
жалость к самому себе
отвращение (к другим)
торжество
желание угодить  другим
отвращение (к себе)
тревога
зависимость
отделенность от других
трусость
зависть
откровенность
тупость
закрытость
оторванность
тяжесть
замешательство
отчуждение
угнетенность
заслуженность наказания
отчаяние
удивление
злость
паника
удовлетворенние
издерганность
пессимизм
удовольствие
измотанность
печаль
удрученность
измученность
плаксивость
ужас
изолированность
победоносность
уклончивость
интерес
подавленность
умеренность
испуг
подлинность
уныние
истощенность
подозрительность
упрямство
лень
покинутость
усталость от жизни
ликование
поражение
утомленность
любовь
потеря духа
уязвленность
любопытство
потрясение
хандра
малодушие
превосходство
хилость
меланхолия
преданность
хлипкость
мрачность
предубежденность
храбрость
мстительность
презрение
шок
мужество
привлекательность
энергичность
мучение
принятие (другими)
энтузиазм
мягкость
принятие (других)
ярость
Очень эффективным приемом является называние ребенку его чувств (не в форме вопроса, а в форме утверждения, без оценок и комментариев), когда он явно находится под их влиянием, но не замечает этого.
Вот пример нескольких возможных диалогов с детьми (приводятся по кн. Ю.Б. Гиппенретер "Общаться с ребенком… Как?"
Мама с дочерью рассматривают фотографию группы детского сада. Дочь показывает на воспитательницу (на фотографии лицо воспитательницы поцарапано)
ДОЧЬ: Видеть ее не могу!
МАМА: Тебе очень неприятно её видеть.
ДОЧЬ: Да, она очень злая.
МАМА: Она тебя обижала.
ДОЧЬ: Да, она меня ругала….
СЫН: Он отнял мою машинку!
МАМА: Ты очень огорчен и рассержен на него.
ДОЧЬ: Не буду я носить эту уродскую шапку!
МАМА: Она тебе очень не нравится.

Подобные диалоги не только позволяют помочь ребенку - научиться опознавать и выражать свои чувства; вам - узнавать важные моменты его жизни, но, главное, позволяют поддерживать эмоциональный контакт с ребенком. Даже если вы неправильно назовете испытываемое им чувство, он поправит вас, главное - он будет знать, что вы понимаете его или, по крайней мере, стараетесь понять. Это и составляет фундамент доверительных отношений.